В пустыне и оазисе чувств

Премьера

Накануне премьеры спектакля по мотивам пьесы английского драматурга Джерома Чодорова «Сосед и соседка» в Московском областном театре драмы и комедии прошла пресс-конференция для ногинских СМИ. 

Режиссёр, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств, Валерий Якунин назвал свой спектакль «Любовь на лестничной клетке».

Обычно ногинские  журналисты и  поклонники театрального искусства перед походом на премьеру читают пьесу и потом сравнивают: что нового и оригинального привнёс в постановку режиссёр?

На этот раз это оказалось делом затруднительным, ибо найти и прочитать пьесу Джерома Чодорова в Интернете оказалось невозможно.        

Режиссёр-постановщик рассказал, чем ему приглянулась пьеса английского драматурга, действие которой происходит в Нью-Йорке в 80-е годы минувшего столетия.

В ней всего семь персонажей. Все они – значимые, и каждый представляет в спектакле свою неповторимую и индивидуальную человеческую сущность. 

Валерий Якунин объяснил, что его спектакль посвящается женщинам среднего возраста. Главная героиня Дженнифер Фостер (её роль блестяще исполняет заслуженная артистка Московской области Татьяна Иванцова) после двадцати пяти лет совместной жизни изгоняет из квартиры своего мужа – Артура Фостера (в его роли занят Владимир Драковский).

Выгоняет на улицу в тридцатиградусный мороз! И он, не вполне понимая, что происходит с супругой, уходит в стылую ночь, в никуда…  

Дженнифер решает круто изменить свою жизнь и стать независимым человеком. Режиссёр, как мы поняли, хочет сказать: милые женщины, никогда не отчаивайтесь! Жизнь в сорокапятилетнем возрасте не заканчивается, даже если вы вдруг или не вдруг остались одна.

И в спектакле, и в жизни Его Величество Случай обязательно сведёт вас с  человеком, которому вы нужны. В постановке Валерия Якунина эта благая мысль чётко прослеживается. 

С творчеством Валерия Якунина ногинские любители театра не знакомы, и поэтому, наверное, следует немного сказать о его биографии.

Он родился в Москве на Преображенке, а рядом – Сокольники, в середине прошлого века достаточно криминальный район.

Однажды мальчик явился в ближайший Дом пионеров Первомайского (бывшего Сталинского) района, чтобы записаться в кружок автолюбителей, так как захотел обучиться вождению автомобиля.

Дверь кружка оказалась заперта, и, надо полагать, Его Величество Случай заставил его войти в другую дверь. Он оказался в небольшом концертном зале, где шла репетиция детской театральной студии.

Мальчик спрятался за колонной и стал наблюдать за фантастическим для него репетиционным зрелищем. Так судьба привела Якунина в баженовскую театральную студию, некоторые выпускники которой стали впоследствии театральными деятелями, как, например, известный режиссёр и актёр Всеволод Шиловский. 

А дальше судьба вела Валерия Якунина только ей одной ведомыми тропами. 

Он служил срочником на Дальнем Востоке, в бухте Святой Ольги. Там сделал свои первые шаги в организации театрального дела –
создал СТЭМ (Солдатский театр эстрадных миниатюр).

После армии устроился помощником режиссёра в отдел сатиры и юмора Главной редакции пропаганды на Центральном телевидении.  Эта редакция выпускала в основном информационно-пропагандистские материалы. Валерий вскоре понял, что ему с ней не по пути.

Он поступил в Московский государственный институт культуры на отделение, которое выпускало режиссёров народных театров и которое не котировалось в высокопрофессиональной театральной среде.

Тем не менее, проявив завидное упорство, всем невзгодам вопреки, Валерий Якунин окончил его и доказал себе, что он может стать настоящим мастером избранного им дела. Впоследствии он работал в Калужском народном театре, где, собственно, и началась его режиссёрская карьера.

Там в 1972 году он поставил, опередив Марка Захарова в Ленкоме, спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии» по кантате Пабло Неруды.  

Затем десять лет Якунин работал в областных драматических театрах Сарова и Калуги. Среди его заметных постановок тех лет спектакли «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, «Жужжа из Будапешта» по пьесе Леонида Жуховицкого, «Плутни Скапена» Мольера, «Женитьба» по комедии Гоголя и другие.  До 1975 года Валерий Якунин возглавлял Калужский театр юного зрителя. Затем он прошёл двухлетнюю стажировку в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой, где его руководителем был известный режиссёр Валерий Фокин. 

В 1990 году Валерий Якунин назначен главным режиссёром Московского областного драматического театра, который позже был реорганизован в Московский областной камерный театр.

Руководителем этого театра он оставался до 2013 года. Камерный театр вместе с Московским областным театром имени А.Н. Островского были преобразованы в Московский губернский театр, который ныне возглавляет Сергей Безруков. 

Теперь Валерий Якунин работает в Московском областном театре драмы и комедии. Лирическая комедия «Любовь на лестничной клетке» – его первая полноценная работа на сцене нашего театра. Надеемся, что ногинские поклонники театрального искусства по достоинству оценят яркую постановку нового режиссёра.  

Актёры, которых он занял в этой достаточно сложной по жанру постановке, уже оценили высокий профессионализм Валерия Якунина.

На пресс-конференции о репетициях спектакля и царящей на них удивительной атмосфере журналистам рассказали Владимир Ташлыков, Татьяна Иванцова, Андрей Троицкий и Елена Троян.

Они говорили о том, что получили удовольствие от работы с этим режиссёром-постановщиком. Репетиции выливались в приятный, насыщенный и вдумчивый процесс. Режиссёр чётко знает, чего он хочет добиться.

Некоторые творческие споры выводили режиссёра и актёров на интересные творческие решения. Главное, как сказали актёры, им «было интересно вариться в создаваемом материале». 

Среди создателей спектакля нельзя не отметить сценографию художника-постановщика Максима Железнякова из Калуги. Вызывает восхищение находка со старым подпрыгивающим лифтом, установленным сценографом в центре сцены.       

Прекрасные костюмы создали сотрудники пошивочного цеха, которыми на этот раз руководили супруги Андрей Троицкий и Янина Тульчинская. Андрей проявлял себя в создании мужских костюмов, а Янина отвечала за женские.

И актёры в их костюмах, в которых «цветовая гамма отражает характер персонажей», выглядят потрясающе. Художником по свету работал Николай Пыркин, за хореографию отвечал артист Даниил Музипов, а за музыкальное оформление – молодая актриса Елена Троян.

Премьера спектакля состоялась 12, 13 ноября и вызвала настоящий фурор среди искушённых ногинских зрителей. Спектакль получился ансамблевым, в котором не оказалось второстепенных и проходных персонажей.

После долгого отсутствия в репертуарных спектаклях поразила своим тонким проникновением в образ главной героини Татьяна Иванцова (Дженнифер Фостер).

После десятилетних съёмок в многосерийном телевизионном сериале «След» зрители снова увидели на сцене нашего театра заслуженного артиста России Владимира Ташлыкова (он/сыграл главного героя, таинственного и поначалу немного пугающего соседа Дженнифер Майкла Гордена).

…После спектакля председатель Совета депутатов Ногинского района Владимир Лаптев по устоявшейся традиции вручил конверты с денежным по-
ощрением за лучшее исполнение женской и мужской ролей в премьерном спектакле. В этот раз они были адресованы Татьяне Иванцовой и Владимиру Ташлыкову.

Новыми гранями своего таланта блеснули Владимир Драковский (Артур Фостер), молодые актёры Роман Чумаков (Тим, сын Дженнифер и Артура Фостер), Вероника Кулакова (подружка Тима Терри) и Елена Троян (любовница Майкла Ольга). 

Но более всего зрителей поразил Андрей Троицкий, который одному ему ведомыми театральными приёмами создал колоритный образ слесаря Гринберга.

Вы когда-нибудь видели еврея-слесаря, который цитирует британского зоолога и этолога Десмонда Джона  Морриса и «Искусство любить» доктора Эриха Фромма?

Слесарь Гринберг так мудро рассуждает об отношениях мужчины и женщины, что зрители не сомневаются в том, что перед ними истинный, но почему-то печальный философ.

Они смеются, когда персонаж Троицкого с еврейским акцентом рассуждает о природе любви и брака: «Если ты состоишь в браке, то это не жизнь…» И после выдержанной паузы с грустью добавляет: «Беда в том, что если ты не состоишь в браке, то это тоже не жизнь…»

Если вы хотите посмотреть премьеру спектакля Валерия Якунина «Любовь на лестничной клетке», то приобретите билеты заранее в кассе театра.

Следующий показ этого спектакля пройдёт 3 и 30 декабря. Начало в 18.30.  
 

На снимках: режиссёр-постановщик Валерий Якунин; Андрей Троицкий (слева) в роли слесаря Гринберга и Владимир Ташлыков в роли Майкла Гордона. 
 

Виталий ПОПОВФото Ильи ЯКОВЛЕВА