Женщина за сто лир 

Премьера 

Московский областной театр драмы и комедии открыл свой 88-й театральный сезон премьерой спектакля по пьесе известного итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано».

Его поставил заслуженный деятель искусств России Валерий Якунин, дав своей постановке другое название – «Женщина, которая не умеет плакать».

Накануне премьеры руководство театра организовало прогон спектакля и пресс-конференцию для журналистов, которые и стали первыми его зрителями.

Перед генеральным прогоном выступил режиссёр-постановщик Валерий Якунин. Он посетовал на то, что «всего двух дней и одной ночи» не хватило ему и актёрам, чтобы довести «до ума» новую постановку.

Однако театральное творчество такая вещь, что в процессе работы над спектаклем, его дальнейшей сценической жизни режиссёру и актёрам удаётся доработать образы, «прорасти» новыми штрихами, деталями и нюансами для совершенства постановки в целом.

Совершенство, как известно, недостижимо, но творческие люди имеют склонность стремиться к нему. 

Классика итальянской драматургии, актёра и режиссёра Эдуардо де Филиппо, создавшего в Неаполе свой театр, искушённым зрителям представлять не надо.

Пьесу «Филумена Мартурано» он написал в 1946 году. С тех пор она шла и до сих пор с успехом идёт во многих театрах мира.

Мэтр итальянского неореализма Витторио де Сика в 1964 году создал по этой пьесе художественный фильм «Брак по-итальянски» с Софи Лорен в роли Филумены Мартурано и Марчелло Мастроянни в роли Доменико Сориано.

Спектакль «Брак по-итальянски» в 2005 году ставил тогда главный режиссёр Ногинского драмтеатра Валентин Варецкий.

В главных ролях были заняты народный артист России Юрий Стосков и заслуженная артистка РСФСР Тамара Гаврилова. 

И то, что Валерий Якунин снова обратился к этой нетленной пьесе, только подтверждает, что настоящая драматургия с годами не тускнеет и всегда востребована.

Современность, как справедливо полагает Валерий Якунин, заключается не в атрибутике, а в глубине затрагиваемой проблемы. Отношение к событиям должны быть современными. Ведь любовь, семейные ценности –  темы вечные…

Напомню сюжет пьесы. Филумена (в её роли блеснула своим филигранным мастерством заслуженная артистка РФ Татьяна Телегина) родилась в бедной многодетной семье в неаполитанских трущобах. Отец с детства попрекал дочь куском хлеба.

О чём может мечтать бедная итальянская девушка? Конечно, о том, чтобы вырваться из давящих тисков нищеты и стать независимой, заключить брак с влиятельным и богатым человеком.

Стремление к красивой жизни приводит семнадцатилетнюю Филумену в один из публичных домов Неаполя.

Она становится содержанкой и за сто лир отдаётся мужчинам. Одним из них в её жизни становится Доменико Сориано (в его колоритной роли занят заслуженный артист РФ Владимир Ташлыков) – сын и наследник лучшего кондитера Неаполя Раймондо Сориано.

Доменико живёт в старинном родовом замке своего родителя и, соря деньгами, ведёт  праздный образ жизни. Он любит женщин, скачки и путешествия. 

После закрытия борделя Филумена, влюблённая в Доменико, поселяется в его фамильном замке, где и разворачивается основное действие пьесы.

Она уже двадцать пять лет живёт под одной крышей с мужчиной её мечты, прощает ему бесконечные измены, но втайне всё-таки лелеет в себе мысль выйти за него замуж.

Однако Доменико вовсе не склонен к браку с простолюдинкой, которая даже не умеет читать и писать, и продолжает волочиться за другими женщинами.

Он обзывает свою сожительницу ведьмой, колдуньей, воровкой и не знает, как ему от неё избавиться. 

Седеющему бонвивану было 52 года, когда ему вскружила голову молоденькая медсестра Диана (её роль с блеском исполняет Ольга Сальникова).

И когда Филумена узнаёт о намерении Доменика заключить брак с Дианой, она решается пойти на хитрость.

И этой волевой женщине, которая не умеет плакать, удаётся реализовать своё давнее намерение – стать полноправной сеньорой Сориано. 

Что это за обман и как Филумена добилась того, чтобы Доменико стал её мужем, признав её троих уже взрослых сыновей за своих наследников, которых она содержала втайне от своего сожителя за его же счёт, зрители могут узнать, посмотрев этот увлекательный спектакль.

В октябрьском репертуаре  театра он будет идти 14 и 29 октября. Начало вечерних спектаклей в 18.30. Билеты можно приобрести в кассе театра.

Остаётся добавить, что в этой постановке также заняты ведущие актёры: заслуженные артисты РФ Татьяна Лиховид (Розалия Солимене), Михаил Руденко (Альфредо Аморозо), заслуженная артистка РСФСР Тамара Гаврилова (портниха Терезина), заслуженные артисты Московской области Марианна Лукина (служанка Лючия), Фёдор Казаков (официант), Владимир Драковский (адвокат Ночелла). 

В роли сыновей Филумены Мартурано прекрасно смотрятся органично влившиеся в труппу театра молодые артисты Иван Баринов (Риккардо), Дмитрий Егоров (Умберто) и Роман Чумаков (Микеле).

Им удалось «зазернить» свои персонажи характерными и убедительными театральными деталями и штрихами.  

В день премьеры в фойе театра зрителей встречал муниципальный оркестр под управлением Александра Дубровского.

Молодые артисты подготовили перфоманс, который позволил зрителям окунуться в атмосферу солнечной Италии.

А на втором этаже театра была организована небольшая выставка из декораций, одежды, фотоснимков спектакля «Брак по-итальянски» 2005 года в постановке Валентина Варецкого. 

На снимках: после спектакля артисты выходят на крики зрителей «Браво!» и «Бис!»; в сцене из спектакля заслуженные артисты РФ Татьяна Телегина и Владимир Ташлыков   

Виталий ПОПОВФото Алексея САВОНИНА